Получи
консультацию!

Концепция развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы

Общая информация. Концепция развития обрабатывающей промышленности
Республики Казахстан на 2023–2029 годы (далее – Концепция) разработана в целях
исполнения, поставленных задач Национального плана развития Республики
Казахстан до 2025 года. Так, для решения задачи по созданию
специализированных факторов и рыночных условий в секторах
промышленности предусмотрено расширение инструментария мер
государственного стимулирования производителей обрабатывающей
промышленности, в том числе пакетные решения в рамках соглашения о
повышении конкурентоспособности.

Практическая реализация задачи по расширению возможностей для роста и
развития малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) будет осуществляться
посредством мер, направленных на повышение доступности к финансированию
бизнеса через расширение и повышение адресности программ и мер
государственного стимулирования.

Принципы и подходы. Концепция будет реализована в рамках Закона
Республики Казахстан «О промышленной политике Республики Казахстан», а
также с учетом обязательств Республики Казахстан в рамках членства в
международных экономических организациях.

Концепция обрабатывающей промышленности будет сохранять преемственность
и базироваться на следующих принципах:

1) фокус на производстве обработанной продукции с высокой добавленной
стоимостью;
2) сопряжение промышленно-инновационного и территориального развития;
3) ориентация на внешние рынки с учетом внутренних возможностей;
4) баланс стратегических интересов государства, общества и бизнеса;
5) эффективность и адресность мер стимулирования.

Политика промышленно-инновационного развития будет сбалансирована между
прямой и системной поддержкой с учетом обязательств Республики Казахстан в
рамках членства в международных экономических организациях.

АО «НУХ «Байтерек». Одним из инструментов формирования и реализации
промышленной политики является финансирование проектов и лизинговое
финансирование. В качестве финансовых операторов представлены следующие
меры поддержки для предприятий в рамках Концепции при условии получения
необходимого объема средств с учетом международных обязательств
Республики Казахстан.

1) Долгосрочное финансирование по линии АО «Банк развития Казахстана»
проектов в обрабатывающей промышленности осуществляет:

- по ставке не более 9% для конечного заемщика при микшировании бюджетных
средств с привлеченными в пропорции 70/30, с собственным участием
предприятия не менее 20 % от суммы проекта. Бюджетные средства
выделяются путем бюджетного кредитования АО «Банк Развития
Казахстана» через АО «НУХ «Байтерек» сроком на 20 лет;

- по ставке не более 11% для конечного заемщика при микшировании
бюджетных средств с привлеченными в пропорции 60/40 для финансирования
проектов обрабатывающей промышленности, в т.ч. создание и модернизация
объектов обеспечивающей инфраструктуры. Финансирование крупных
инвестиционных проектов стоимостью свыше 7 млрд. тенге (свыше 3 млрд.
тенге в сфере производства продуктов питания и легкой промышленности)
осуществляется сроком до 20 лет, а финансирование проектов в рамках
Программы развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных
производств осуществляется сроком 7-10 лет. Бюджетные средства
выделяются путем бюджетного кредитования АО «Банк Развития
Казахстана» через АО «НУХ «Байтерек» сроком на 20 лет;

2) Экспортное финансирование отечественных производителей.
- по ставке не более 6% для конечных заемщиков путем микширования
бюджетных средств с коммерческими в пропорции 70/30 сроком на 20 лет.

3) Финансирование оборотного капитала предприятий обрабатывающей
промышленности

- по ставке не более 7% для конечного заемщика путем микширования
бюджетных средств с привлеченными в пропорции 80/20 для обеспечения
конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики. Бюджетные
средства выделяются путем увеличения уставного капитала АО «Банк
Развития Казахстана» через АО «НУХ «Байтерек».

4) Финансирование проектов обрабатывающей промышленности через АО
«Фонд развития промышленности». *Финансированию проектов обрабатывающей
промышленности не подлежат субъекты промышленно-инновационной деятельности, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также
предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве).

Бюджетные средства выделяются путем увеличения уставного капитала и/или
бюджетного кредитования АО «Фонд развития промышленности» для
финансирования:

- проектов в легкой промышленности по ставке вознаграждения не более 3 %
годовых для конечных заемщиков.

- проектов обрабатывающей промышленности допускается финансирование по
ставке не более 9% для конечного заемщика при микшировании бюджетных
средств с привлеченными в пропорции при которой доля бюджетных средств
составляет не менее 70%, в зависимости от ставки привлечения иных средств.

Субъект промышленно-инновационной деятельности обеспечивает участие
денежными средствами в реализации проекта в размере не менее 15% от общей
суммы финансирования (по проектам, направленным на увеличение локализации
производства допускается участие денежными средствами в реализации проекта
в размере менее 15 %). Сумма финансирования должна быть не менее 80 млн
тенге (для предприятий легкой промышленности не менее 50 млн. тенге).
Финансирование предоставляется сроком не более 20 лет.

5) Лизинговое финансирование АО «Фонд развития промышленности».

Обновление/модернизация автомобилей и специальной техник, парка
сельскохозяйственной техники и автобусов через механизм лизингового
финансирования АО «Фонд развития промышленности».
- Лизинговое финансирование предоставляется в тенге на автомобили и
специальную технику сроком не более 7 лет, ставка вознаграждения для
заявителей должна составлять 7% годовых, при этом соотношение
бюджетных средств и иных средств фондирования АО «Фонд развития
промышленности» должно составлять 80/20. Авансовый платеж составляет
не менее 15% за счет средств местного бюджета или собственных средств
лизингополучателя (в случае погашения лизинговых платежей за счет средств
республиканского или местного бюджетов допускается финансирование без
авансового платежа). При этом на модели автобусов, произведенных
методом, включающим операции по сварке и окраске, авансовый платеж
составляет не менее 5%;

Обновление парка автотранспортных средств, участвующих в грузовых
перевозках.
- лизинговое финансирование автотранспортных средств, участвующих в
грузовых перевозках, предоставляется в тенге через АО «Фонд развития
промышленности» со сроком не более 7 лет, ставка вознаграждения для
заявителей должна составлять 7% годовых, при этом соотношение
бюджетных средств и иных средств фондирования АО «Фонд развития
промышленности» должно составлять 80/20. Авансовый платеж составляет
не менее 30% за счет средств местного бюджета или собственных средств
лизингополучателя (в случае погашения лизинговых платежей за счет средств
республиканского или местного бюджетов допускается финансирование без
авансового платежа);

- лизинговое финансирование заявителей, приобретающих в лизинг
автотранспортные средства, автотехнику специального назначения, за
исключением сельскохозяйственной техники (далее – автотранспортные средства), предоставляется в тенге через АО «Фонд развития промышленности» сроком от 3 до 5 лет со ставкой вознаграждения для заявителей 3 % годовых.
Авансовый платеж должен составлять не менее 30 % (в случае погашения
лизинговых платежей за счет средств Национального оператора по управлению
дорогами, со стопроцентным участием государства в уставном капитале,
осуществляющий полномочия, установленные Законом РК «Об автомобильных
дорогах» допускается финансирование без авансового платежа). Допускается
лизинговое финансирование на основе механизма государственно-частного
партнерства. Источниками лизингового финансирования будут являться
средства республиканского бюджета;

Обновление парка медицинской техники отечественного производства.
- лизинговое финансирование заявителей, приобретающих медицинскую технику
отечественного производства предоставляется в тенге через АО «Фонд
развития промышленности» со сроком не более 7 лет со ставкой
вознаграждения для заявителей 3% годовых. Авансовый платеж составляет не
менее 30%. В случае погашения лизинговых платежей за счет средств
республиканского или местного бюджетов допускается финансирование без
авансового платежа. Лизинговым финансированием медицинской техники
могут воспользоваться субъекты здравоохранения: местные исполнительные
органы, государственные учреждения, государственные коммунальные
предприятия на праве хозяйственного ведения и государственные казенные
коммунальные предприятия, коммунальные казенные предприятия Республики
Казахстан, а также медицинские организации с частной формой
собственности.

6) Осуществление инвестиций в уставные капиталы, а также
предоставление мезонинного финансирования через АО «Qazaqstan
Investment Corporation» будет осуществлено путем двух схем
финансирования в зависимости от функционирования предприятия:

- долевое и мезонинное финансирование для действующих предприятий будет
предоставлено предприятиям обрабатывающей промышленности через
фонд/фонды прямых инвестиций в рамках льготных условий: срок
финансирования до 10 лет, участие Фонда АО «Qazaqstan Investment
Corporation» до 49% в уставном/акционерном капитале, конечная ставка
вознаграждения – 8 %, размер инвестиций в один проект от 1 млрд тенге до 5
млрд тенге;

- долевое финансирование создаваемых предприятий малого и среднего бизнеса
(далее – МСБ) без опыта ведения аналогичного бизнеса совместно с финансовым
институтом развития (АО «Qazaqstan Investment Corporation») по схеме 20-20-
60% (20% собственные средства заявителя, 20% средства финансового института развития, 60% кредитование БВУ). Финансирование проектов совместно с БВУ будет осуществляться под 8% для конечного получателя для средних проектов стоимостью от 2 до 7 млрд тенге. Фонд АО «Qazaqstan Investment Corporation» обеспечит долевым финансированием в рамках льготных условий: срок финансирования до 10 лет, участие Фонда АО «Qazaqstan Investment
Corporation» до 49% в уставном/акционерном капитале, конечная ставка
вознаграждения – 8%, размер долевого финансирования в один проект (20 %
средства финансового института развития) от 0,4 млрд тенге до 1,4 млрд
тенге. Кредитование БВУ будет предоставлено предприятиям
обрабатывающей промышленности с номинальной ставкой вознаграждения, не
превышающей базовую ставку, установленную Национальным Банком
Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из
которых разницу субсидирует государство.

Для осуществления инвестиций в капитал предприятий обрабатывающей
промышленности будут выделены бюджетные средства для пополнения
уставного капитала АО «НУХ «Байтерек» с последующим пополнением
уставного капитала АО «Qazaqstan Investment Corporation» для фондирования
фондов прямых инвестиций.


План действий по реализации

«Концепции развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы»

по состоянию на 31.12.2024

Наименование мероприятия

Отв. исполнители

Информация об исполнении

Направление 1. Производительность труда в обрабатывающей промышленности

2

Реализация проектов в обрабатывающей промышленности с участием АО "Фонд развития промышленности" (путем увеличения уставного капитала АО "Фонд развития промышленности" и/или бюджетного кредитования).

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «ФРП»

Исполнено.

В рамках выделенных средств профинансированы 84 проекта на общую сумму финансирования 473,3 млрд тенге

3

Реализация проектов в обрабатывающей промышленности с участием АО «Банк Развития Казахстана» посредством осуществления бюджетных инвестиций/бюджетного кредитования

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК»

Исполнено.

В рамках выделенных средств профинансированы 2 проекта на общую сумму финансирования 31 млрд тенге.

4

Осуществление инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности через инструменты долевого и мезонинного финансирования

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «QIC»

Исполнено.

В рамках выделенных средств профинансировано 11 проектов на общую сумму финансирования 35,2 млрд тенге.

5

Реализация проектов в мебельной, бумажной, упаковочной, деревообрабатывающей промышленности и востребованных товаров строительной индустрии (за исключением базовых строительных материалов: цемент, товарный бетон, железобетонные изделия, газоблок, силикатный кирпич, сухие строительные смеси) с участием АО «Фонд развития промышленности»

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «ФРП»

На исполнении.

Готовы рассмотреть возможность финансирования проектов в мебельной, бумажной, упаковочной, деревообрабатывающей промышленности и востребованных товаров строительной индустрии при выделении бюджетных средств и поступлении заявок.

6

Обновление парка медицинской техники отечественного производства

МЗ

АО «СК-Фармация»

АО «НУХ «Байтерек»

На исполнении.

Готовы рассмотреть возможность финансирования проектов по обновлению парка медицинской техники отечественного производства при выделении бюджетных средств и поступлении заявок.

Направление 2. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность

14

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: сельскохозяйственная техника

МИИР, МСХ

АО «НУХ «Байтерек»

АО «ФРП»

Исполнено.

Профинансированы 246 предметов лизинга на сумму 7,2 млрд тенге по приобретению комбайнов и сельскохозяйственной техники.

15

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: автобусы

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «ФРП»

Исполнено.

Профинансированы 52 лизинговые сделки на сумму 122,4 млрд тенге

16

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: пожарная, спасательная, санитарная, коммунальная техника, машины экстренных служб, патрульные автомобили

На исполнении.

Готовы рассмотреть возможность финансирования проектов по обеспечению продукцией машиностроения при выделении бюджетных средств и поступлении заявок.

17

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: автотранспортные средства, участвующие в грузовых перевозках

На исполнении.

Готовы рассмотреть возможность финансирования проектов по обеспечению продукцией машиностроения при выделении бюджетных средств и поступлении заявок.

18

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: легковые автомобили

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК»

Исполнено.

ГИП, ФЭО не формировались в связи с направлением средств на развитие общественного транспорта.

19

Реализация проекта по обеспечению продукцией машиностроения: автотранспортные средства и автотехника специального назначения, за исключением сельскохозяйственной техники казахстанского производства

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «ФРП»

Исполнено.

Профинансировано 442 ед. автотранспортных средств и автотехники специального назначения на сумму 25,3 млрд тенге

24

Стимулирование экспортного финансирования отечественных производителей по ставке не более 6 %

МТИ

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК»

Исполнено.

Профинансировано 14 проектов на общую сумму финансирования 62,5 млрд тенге

26

Создание производства по выпуску высокомарочного ферросилиция мощностью 240 тысяч тонн в год в Павлодарской области

МИИР

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК»

Исполнено.

Проект финансируется за счет собственных средств АО «Банк Развития Казахстана», привлеченных на рыночных условиях.

31

Реализация проекта по приобретению технологического оборудования для создания производства чугунного литья (лизинговое финансирование)

МИИР, МТИ

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК», АО «ФРП»

Исполнено.

Освоение средств выполнено в полном объеме.

32

Реализация проекта по производству главных передач ведущих мостов грузовой техники: приобретение оборудования путем лизингового финансирования и строительства завода

МИИР, МТИ

АО «НУХ «Байтерек»

АО «БРК», АО «ФРП»

АО «СПК «Тобол»

На исполнении.

Начато финансирование лизинговой сделки на производство главных передач ведущих мостов грузовой техники, освоено 66,78 млрд тенге.

36

Мониторинг реализации промышленно-инновационных проектов Единой карты индустриализации

МЭ, МСХ

АО «НУХ «Байтерек»

АО ФНБ «Самрұқ-Қазына»,

Акиматы областей,

Астана, Алматы и Шымкент

На исполнении.

Мониторинг реализации промышленно-инновационных проектов Единой карты индустриализации осуществляется на ежеквартальной основе.

38

Реализация проекта по строительству и реконструкции малых промышленных зон для развития малого и среднего бизнеса

МИИР, МНЭ, МФ

Акиматы областей,

Астана, Алматы и Шымкент

АО «ФРП»

Исполнено.

Профинансированы 8 проектов социально-предпринимательских корпораций на сумму 46,6 млрд тенге



Все программы

календарь
событий

?

Не нашли то,
что вам нужно?

  • Официальный интернет-ресурс Президента Республики Казахстан
  • Официальный интернет-ресурс Парламента Республики Казахстан
  • Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан
  • Официальный интернет-ресурс Министерства национальной экономики Республики Казахстан
  • Официальный интернет-ресурс Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан
  •  Электронные ресурсы