- О холдинге
Впервые за историю на полях Астанинского экономического форума обсудили вопросы развития венчурного финансирования и строительства доступного жилья. Все потому, что повестка нынешнего АЭФ как никогда приближена к простым людям. Первая тема помогла осознать казахстанским стартаперам их важность и миссию, а местных инвесторов мотивировала без страха вкладывать в идеи изобретателей, из которых когда-то выросли прорывные Facebook, “Тесла” и Alibaba. А вторая дискуссия показала, куда движется строительный Казахстан: оказалось, к домам для конкретных целевых групп - многодетных, пожилых людей, молодоженов…
Интересно, что в этих двух панельных сессиях спикерами выступили эксперты из Сингапура, Таиланда и Южной Кореи. “Азиатские тигры” совершили стремительный рывок совсем недавно, и “казахстанский барс” хочет запрыгнуть по их следам.
Как известно, венчурное финансирование - это инвестиции в малые, но перспективные компании-стартапы на начальной стадии их развития. Но в отличие от классических инвестиций здесь чрезвычайно велик риск потери вложений - при этом даже если 80 процентов проектов не принесут отдачи, то прибыль от оставшихся удачных инвестиций окупит все остальное.
Главным фактором успеха венчурных инвестиций по всему миру, включая Таиланд и Сингапур, стала активная поддержка со стороны государства. Именно оно выступило тем самым сеятелем, который вышел, вспахал и засеял “поле венчура”, то есть создало экосистему для своих стартаперов.
Как рассказывал сингапурский управляющий в Quest Ventures Джеймс ТАН, его страна вначале привлекала венчурных инвесторов извне. Причем ситуация осложнялась тем, что внутри государства сингапурцы говорят на 23 языках! И правительство Сингапура объявило, что в этой стране будет легко зарегистрировать компанию, а власти всячески поддержат предпринимательскую деятельность. Помимо этого с 2003 года сингапурские студенты стали обучаться в зарубежных вузах, перенимая опыт в области венчурного капитала. В итоге деньги, которые были вложены в молодых специалистов, преобразовались в целые грант-программы - каждый на сумму порядка 50 тысяч сингапурских долларов. С начала их деятельности оценочная стоимость проектов выросла с 50 до 600 тысяч сингапурских долларов и более.
- Вообще, достаточно легко получить эти финансовые ассигнования было одним из наших условий. Мы не только запускаем проект, но и сопровождаем. И если проекты достигают успеха, то тогда их знания помогут в целом наращивать базу стартапов Сингапура, - выступил заместитель генерального директора в Enterprise Singapure Эдвин ЧОУ, отметив, что 5-6 лет назад государственное агентство сопровождало порядка 400 стартапов, а сейчас это число достигло порядка 4 тысяч.
Что касается Таиланда, то там заявили о намерении создать экосистему стартапов в апреле 2016 года. Тогда правительство страны объявило об учреждении венчурного фонда на 570 миллионов долларов. Выделенные правительством деньги дают импульс новаторам. На такие меры Таиланд пошел, потому что страна была непривлекательной для зарубежных венчурных компаний, чем напоминала сегодняшнюю ситуацию в Казахстане.
Кто быстрее выпишет чек?
Наша страна будет перенимать опыт создания венчурного рынка у Сингапура. Как и там, государство станет основным катализатором и главным стимулом венчурной индустрии в Казахстане. Сейчас для нас программа-максимум - выйти на рынок Юго-Восточной Азии со своими местными стартапами, а также научить казахстанских бизнесменов инвестировать за рубежом и тем самым перенять финансовую культуру так называемых бизнес-ангелов - это частные венчурные инвесторы, подставляющие финансовое и экспертное плечо для амбициозных проектов. Сегодня, по словам управляющего директора АО “НУХ “Байтерек” Адиля НУРГОЖИНА, казахстанские инвесторы еще не понимают язык стартаперов. Например, наши спонсоры пытаются контролировать управление стартапом, забирая у него большую долю бизнеса и пытаясь встроить его в собственную бизнес-систему. А на деле капиталисты должны вкладывать деньги в проект, дав полную свободу творчества стартаперу.
- Это не подход бизнес-ангела. Нянчиться надо. Вот эта культура уже сформирована у них. У нас такой прослойки бизнесменов нет. Мы проходим свою стадию развития. В этой индустрии обучение возможно только через прямые инвестиции, и другого пути в этом бизнесе нет, потому как ни одна теория, ни Гарвард, ни Стэндфорд не помогают. Ты должен инвестировать, где-то терять деньги, где-то зарабатывать, но с каждой новой сделкой ты нарабатываешь опыт и репутацию. А еще можно заработать деньги, если инвестировать и туда (Юго-Восточный рынок. - Т. Г.) и сюда и делать это на оба рынка. Я это вижу, потому что у меня есть портфельные компании там и здесь. И я пытаюсь этих господ сюда затянуть, чтобы в казахстанские стартапы залили деньги. Они уже впечатлились. Есть в Казахстане неплохие IT-шники, разработчики. Умниц и умников много. И с этим можно работать, - добавил он.
Несколько советов получили и казахстанские будущие Джобсы и Цукерберги:
- Во-первых, конкурируем глобально, а во-вторых, нет такого понятия, как локальный стартап. Не надо смотреть на Казахстан. Стартап должен сразу работать на большие рынки! В-третьих, государство играло, играет и должно играть роль, потому что даже самые развитые страны в мире тратят на это столько денег, сколько мы никогда не потратим, - подытожил Нургожин.
Кстати, Казахстан запускает первый венчурный фонд фондов - АО “QazTech Ventures”. Он сосредоточит свою деятельность на трех направлениях: развитие рынка венчурных инвестиций, технологический консалтинг, развитие системы бизнес-инкубаторов.
- Первый шаг мы совместно с государством сделали в прошлом году - приняли закон по вопросам венчурного финансирования. Второй шаг - организовали компанию, которая поможет структурировать фонды, финансировать, брать на себя риски, обучать, если будут желающие стать профессиональными фонд-менеджерами, приходить к нам. Я убежден, что государство должно взять на себя риски частного сектора, разделить их, показать, попытаться обучить, если хватит компетенции. Мы решили сфокусироваться на том, чего в стране пока нет. У нас есть Астана-хаб, есть экосистема, есть талантливая молодежь, но нет умных денег, менторов, фондов. Чтобы они появились, их нужно как-то завлечь. Поэтому мы будем работать как фонд фондов, помогать структурировать в Казахстане, - выступил председатель правления АО “QazTech Ventures” Марат ОМАРОВ.
Социализм по-азиатски
Во второй день АЭФ обсуждали роль государства в создании современной экосистемы доступного жилья. Опять же показательными были примеры Сингапура и Южной Кореи, у которой Казахстан перенимает опыт создания единого оператора по застройке и финансированию строительства.
Например, в Корее единый оператор еще в XX веке смог обеспечить все свое население жильем.
- А сегодня корейское правительство планирует предоставлять адаптированное под потребности жилье, например, для молодых семей и молодежи будут построены специальные районы. Отдельные районы с инфраструктурой будут и для пожилых людей. Люди с низким доходом могут жить в дешевом арендном жилье без выкупа. Мы намерены предоставлять жилье в зависимости от цикла жизни потребителя, - поделился последними тенденциями глава корпорации жилищного гарантирования Кореи Ли Чае КВАН.
В Казахстане с недавнего времени тоже начали строить и выдавать жилье, ориентируясь на целевые группы: их запросы и привычки. С прошлого года “дочка” “Байтерека” - АО “Жилстройсбербанк” реализовало программу доступного жилья для военнослужащих, а в июне этого запустит ипотеку для многодетных семей. В компании планируют и дальше проводить глубокую сегментацию клиентов.
А в Сингапуре единый оператор по решению жилищных проблем строит целые микрорайоны с комплексным подходом: от проектирования жилых домов вплоть до постройки школ, детсадов, автобусных остановок и велосипедных дорожек.
- В Сингапуре лимитированное количество земли, поэтому мы строим жилищные комплексы с высокой плотностью и очень высоким качеством. В каждом доме есть школа, детские сады, небольшие торгово-развлекательные и бизнес-центры. Наши жители получают хорошую поддержку от государства, - заявил ведущий консультант Сингапурского предприятия по сотрудничеству Яп Чинг БЭНГ.
В Казахстане по опыту этих стран также могут создать единого оператора, который комплексно решает вопросы массовой жилищной застройки с необходимой инженерной, социальной и коммерческой инфраструктурой.
- Это не просто Жилстройсбербанк, это гораздо больше. Это и Жилстройсбербанк, и ипотечная компания “Баспана”, и “Байтерек девелопмент” - все в одном. Мы хотим пойти по этому опыту и будем трансформировать жилищный блок в Казахстане. Сейчас конкретно об объединении говорить рано, мы этот опыт изучаем и до конца года хотим презентовать этот проект. Но это не только лишь вопрос объединения, это и применение современных IT-технологий “умного” дома, - заявил журналистам председатель правления АО “НУХ “Байтерек” Айдар АРИФХАНОВ.
Развитие цифровых технологий в жилищном строительстве позволит сократить не только время и силы, но и уменьшить расходы. По прогнозам экспертов, к 2025 году в Казахстане будет около 100 миллионов устройств, подключенных к интернету вещей, что в 3,5 раза больше, чем на рынке мобильной связи. В ближайшие 6 лет объем этого рынка в стране достигнет 250 миллионов долларов!
- Это откроет большие перспективы для удешевления строительства жилья и объектов инфраструктуры через применение так называемых “онлайн маркетплейсов”, которые на своей платформе помогут объединить напрямую заказчиков и поставщиков без посредников. При этом внедрение системы долгосрочных офтейк-контрактов по фиксированным ценам позволит обеспечить загруженность домостроительных комбинатов и отечественных производителей стройматериалов. Если учитывать, что доля стройматериалов в себестоимости квадратного метра нового жилья составляет свыше 55 процентов, то цена строительства за 1 квадратный метр жилья может быть снижена в среднем на 10 процентов! - заключил зампредседателя холдинга Ануар ОМАРХОДЖАЕВ.
Создание единого оператора, цифровизации строительства вместе с доступным финансированием - все это позволит холдингу “Байтерек” достичь ключевых показателей по обеспечению населения доступным жильем - с нынешнего 21 квадратного метра на человека до показателя более 30 квадратов к 2050 году.
Как отмечали все выступающие эксперты, будущее страны зависит от смены менталитета старого поколения бизнесменов и от качества жизни простых людей, и важность усилий государства в создании современных экосистем невозможно преувеличить.
Статья в газете «Время».